Веер, белые перчатки и сапоги со шпорами: особенности бального этикета 19 столетия
С особым нетерпением открытие сезона ждали семьи, в которых было много дочерей. Важно было вывести их в свет, показать, что называется, товар лицом и, если повезет, найти подходящую партию. Но чтобы достойно выдержать это испытание, получить одобрение общества и вызвать интерес у потенциальных женихов, девушки должны были не только хорошо танцевать, но и знать все тонкости этикета.
Надо признать, что молодежь на балах танцевала превосходно. И ничего в этом удивительного нет, с XVIII века уроки танцев входят в образовательную программу всех учебных заведений. Танцы изучали везде: от царского лицея до ремесленного училища. Повседневная жизнь требовала от молодых людей танцевальных навыков, они ценились очень высоко, значительно опережая в рейтинге знание Закона Божьего или географии.
Список правил этикета был длинным и замысловатым. Кавалеры обязательно должны приходить на бал в белых перчатках. Если на руках перчаток нет, дама имеет полное право не принимать приглашение на танец. Мужчины, как штатские, так и военные, танцевали в специальной обуви – бальных ботинках. Исключение делалось только для уланов — им разрешалась приходить на бал в сапогах. Чтобы не порвать наряды танцующих дам, не позволялось надевать шпоры. Кавалер должен был вести сваю даму так, чтобы избегать столкновения с другими парами и не допускать ее падения во время танца.
Костюм кавалера, выдержанный в классическим стиле, был мало подвержен моде. А платье дамы, напротив, должно было соответствовать всем модным тенденциям. Для каждого бала шили новый наряд, появление в одном и том же платье не могло пройти незамеченным и считалось дурным тоном. Но конечно, для многих (и речь идет не только о многодетных семьях с большим количеством дочерей) это было непозволительной роскошью, поэтому платья перешивали: изменяли фасон, добавляли или убирали украшающие его детали.
Считаете, что идея проводить White party родилась недавно? Ошибаетесь! Дама могла прийти на бал в платье любого цвета, если он не был оговорен особо. Но часто устраивали праздники, на которые все участницы должны били явиться в платьях одного цвета. В январе 1888 года, например, в северной столице проводился изумрудный бал.
Чтобы избежать накладок и не запутаться в ангажементах, дамы держали при себе особые записные книжки, в которые напротив названия танцев вносились имена кавалеров. Роль бальной книжки мог играть веер, на обратной стороне которого вписывали имена кавалеров и названия танца. Если вы были ангажированы на все танцы, считалось дурным тоном хвастаться этим, особенно перед менее популярными дамами.
На балах действовал особый этикет приглашения на танец. Танцевать с одним кавалером весь вечер, даже при наличии взаимной симпатии, было недопустимо. Все присутствующие на балу мужчины должны были иметь более или менее равные шансы пригласить на танец понравившуюся даму. Поэтому с одним кавалером дозволялось танцевать два-три раза, да и то, если танцы не шли друг за другом.
И конечно, неукоснительно надо было соблюдать самое главное правило бального этикета. Принимая приглашение, вы брали на себя обязательство прибыть на бал в отличном настроении, вы приезжали, чтобы веселиться и танцевать. Отказ от участия в танцах или хмурый вид порицались обществом и были совершенно неуместны.