Как праздновали Новый Год в России до Петра I
Петровские реформы
Празднование Нового года в России, начиная с древних времен, переживало множество изменений: менялись даты, появлялись новые традиции. Все это в корне меняло отношение людей к значению праздника и его символике.
Окончательной «точкой невозврата» стала реформа Петра I. Было введено новое летоисчисление по Григорианскому календарю. Теперь дата празднования Нового года — 1 января. Это было сделано в основном для сближения с Европой в экономических и политических целях. Царь приказал украсить дома и улицы, на Красной Площади был устроен фейерверк в честь перехода к новому 1700-ому столетию.
Такие изменения вызвали негодования у народа, ведь все уже отпраздновали Новый год несколькими месяцами ранее. А как именно это происходило до петровских нововведений?
Весенний Новый год восточных славян
Чтобы проследить историю изменений празднования Нового года на Руси, давайте вспомним, что до принятия христианства славянские народы были язычниками. В те времена отсчет вели по летам с момента сотворения мира. Большое значение имело пролетье — время, когда заканчивалась пахота и начинался сев. С марта начинался пролетний месяц. Предположительно, с этими языческими традициями связано празднование Нового года в марте.
Главный праздник зимы был связан с языческими духами. В канун Нового года люди украшали свои дома еловыми ветками, которые должны были «охранять» их жилье от злых существ.
Добрых же духов, напротив, задабривали подарками: выставляли на окна блины и кисель. Люди верили, что подарки обрадуют духов, и они не будут терзать плодородные земли сильными морозами. В ожидании весеннего потепления, которое должен был принести мартовский дух, хозяйки варили кашу, на которой потом гадали. По гаданию люди узнавали, каким будет предстоящий год: счастливым или полным бед.
Что изменилось после принятия христианства
С принятием христианства Новый год стали праздновать 1 сентября.
Переход к новой праздничной дате народ принял непросто. Языческие устои сформировались естественным путем и сохранялись столетиями, а новые традиции были приняты “сверху” церковным духовенством.
Зимний праздник приобрел другое значение. Если раньше для языческих славян Новый год символизировал пробуждение природы и начало земледельческих работ, то отныне дата 1 сентября была полностью связана с библейским сотворением мира: Бог сотворил Землю именно в сентябре.
Изменились и новогодние традиции. Новый год праздновался пышно и со всеми почестями. Все обеспеченное население стремилось устроить крупное и громкое торжество, в храмах проходили церковные службы.
Но ничего не уходит бесследно
Несмотря на то, что появились новые христианские традиции, они хорошо гармонировали с языческими обычаями. Вместо еловых и сосновых веток со временем начали устанавливаться ели как праздничные деревья. Вероятно, они могли носить то же идеологическое значение.
Начиная с давних времен, остается неизменным одно: каким бы разным Новый год ни был, люди по-прежнему любят его и с удовольствием празднуют. Из праздника плодородия, а позже и сотворения мира он превратился в теплое семейное торжество, сближающее друзей и близких.